Изразцы

100x70 3 orig Изразцы́ — керамические (глиняные) плитки. Изразцы используются для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.
В прошлом, традиционные изразцы делали массивными, специальной коробчатой формы — обратная сторона изразца имела румпу для крепления в кладке. Такие изразцы медленно нагревались, но долго держали тепло, что было особенно важно во времена, когда всё дома отопление было только печным.

Изразцовые плитки оттискивались в деревянной форме, румпу изготавливали на гончарном круге и крепили ее к плитке с обратной стороны. Затем изразец обжигался в горне.

Лицевая сторона изразцов бывает гладкой и рельефной, может быть покрыта прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями. Также производятся терракотовые изразцы, не имеющие глазурного покрытия.

История изразцов

Облицовочная керамика, покрытая цветной оловянной, непрозрачной глазурью была известна уже в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии около 2 тысяч лет до н. э. и широко применялась для декорирования помещений.

В Европе изразцы применяли с VIII века для облицовки стен, полов и дорожек, хотя широкое распространение они получили только в XV—XVII веках. Ремесленные цеха в Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии производили изразцы разнообразных форм и орнаментов, в том числе для отделки печей и каминов.

В Киеве находили облицовочную керамику в храмах датированную Х веком и ранее. В Московское царство изразцовое искусство пришло из Европы и формы русских изразцовых печей развивались под влиянием Запада, откуда приглашали мастеров-керамистов. С первой половины XVII века в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства изразцы применяют для отделки фасадов (ширинковые изразцы) и интерьеров храмов и монастырей.
В XVIII веке в Москве изразцы использовались в основном для облицовки печей. Хотя в провинции украшение зданий изразцами практиковалось еще до середины XVIII века. До середины XIX века заводы Петербурга, Москвы, Ярославля, Балахны и др. выпускали гладкие изразцы с росписью, затем мода на изразцовые печи пошла на убыль.

Производство изразцов

Плоские изразцы различных форматов, в ремесленных мастерских, производятся ручной формовкой на колодках, или в формах, деревянных и гипсовых. При помощи этих форм изготавливается главная часть изразца   его пластина, а обод, или румпа, формуется отдельно из глиняной ленты и потом примазывается к изразцу при помощи добавочной накладной глиняной тесьмы, чтобы утолстить место скрепления с пластиною.

Изразцы ручной работы. ceramadelica.ruСовременные ремесленники часто делают изразцы без румпы   они получаются более тонкими и легкими, чем традиционные исторические. Такие изразцы больше соответствуют современным требованиям. Для современного жилища печь или камин   роскошный элемент дизайна, дань традициям, утилитарное значение которых сведено к минимуму или же полностью изменилось. Даже в большинстве загородных домов есть центральное отопление. Скорее, от печи и камина нам нужно, чтобы они быстро прогрелись, когда мы приезжаем в загородный дом на выходные, чем как раньше - чтобы они как можно дольше держали тепло.

Процесс производства изразцов ручным способом длительный и включает несколько этапов. Сначала художник придумывает рисунок и рельеф плиток, то, как будут выглядеть различные детали комплекта изразцов для печи: фоновые плитки, вставки с орнаментом или панно, элементы отделки устья печи, бордюры, плинтусы, карнизы, углы, карандаши, балясины, городки и другие. Затем по эскизам изготавливаются прототипы. По прототипам из гипса отливаются формы.  Затем изготавливают опытные образцы, чтобы при необходимости поправить прототипы и формы. В одной гипсовой форме можно сделать не более 200 экземпляров плиток, поэтому если потребуется большее количество, то придется изготовить дополнительные формы.

После подготовительной работы мастера приступают непосредственно к изготовлению плитки. Отформованные плитки сначала сохнут несколько дней, затем около суток обжигаются в печи при температуре 800 оС и больше. После этого плитки глазуруются, расписываются если требуется, и снова обжигаются, чтобы глазурь накрепко спеклась с керамикой.

Несмотря на то, что изразцовые плитки делают с помощью форм, после сушки и обжига они меняют форму: уменьшаются в размере, искривляются и гнутся. Добиться идеальной, одинаковой формы, как при промышленном производстве невозможно. Дело в том, что влажная глиняная пластина теряя влагу, неизбежно уменьшается, кроме того сохнет неравномерно, что и приводит к появлению несовершенств, которые придают ту индивидуальность и теплоту изделиям ручной работы, за которые мы их любим.

Тем не менее, мастера стараются свести появление таких дефектов к минимуму, балансируя на грани очаровательных несовершенств, свидетельств ручного труда, и брака, которого нельзя допустить, чтобы обеспечить возможность стыковки изразцов по месту монтажа. Поэтому изразцовое производство при кажущейся простоте, принадлежит к числу требовательных к опыту и мастерству ремесленников, имеющих множество своих секретов.

Монтаж изразцов

Сборка комплекта изразцов и монтаж их на печь   целое искусство. Комплект изразцов сначала раскладывают на ровной поверхности в том порядке, в котором они будут крепиться на печь, подбирая их по размеру и оттенкам, при необходимости подпиливая отдельные плитки так, чтобы добиться максимального декоративного эффекта и только затем начинают монтаж.

Как правило, изразцы монтируются одновременно с кладкой печи, хотя возможна облицовка готовых каминов и печей, если изразцы сделаны без румпы.

Несмотря на то, что современные изразцы зачастую изготавливаются без румпы и значительно легче исторических, всё же они, как правило, несколько массивнее обычных промышленных плиток и могут быть до 14-20 мм толщиной. При такой толщине обычно печники, для большей надежности, перевязывают плитки проволокой изнутри продергивая ее через специальные отверстия с обратной стороны плиток, сделанные на производстве до обжига.