Об блицовке изразцами

Для облицовки печей и каминов часто используются изразцы. Изразец похож на обычную керамическую плитку ручной работы, но отличается от нее наличием на оборотной стороне специальных выступов – румпы, при помощи которых изразцы крепятся между собой и к печи или камину. Кроме того, ранее, когда печи и камины выполняли не столько декоративную функцию, сколько вполне утилитарную – нести тепло как в дома простых людей, так и большие царские палаты, массивная румпа помогала долгое время сохранять тепло после протопки.

Сейчас изразцы с массивной румпой делают все реже и они все больше начинают походить на керамическую плитку.

10-12 века, пожалуй, можно охарактеризовать как время становления изразцов в России. В первую очередь их использовали для отделки храмов, церквей, царский палат, боярских покоев и дворцов царских приближенных.

Одновременно с ними, примерно в 11 веке стали популярными так называемые красные изразцы – как раз для облицовки печей в помещениях царя и его приближенных.

Красные изразцы изготавливались из глины и без поливы (можно сказать, не были глузурованы), что, несомненно влияло на их качество. Ведь, по сути дела это был материал, сходный кирпичам – с соответствующими недостатками. Изразцы украшались соответствующим рельефом на актуальные темы того времени – это могли быть сцены из народных сказок, военных кампаний, батальные сцены. Для придания рельефа, изготавливалась специальная деревянная форма в которой и оттискивалась лицевая поверхность.

В силу того, что изразцы, изготовленные по такой технологии имели выраженную пористую структуру, они очень быстро теряли свой первоначальный вид – через них проходил печной угар, на них оседала грязь, которую было практически невозможно отмыть. И, это не говоря уже о том, что они быстро темнели. Поскольку высокопоставленных особо это никак не могло устроить, то изразцы стали покрывать прозрачной глазурью зеленого (чаще) оттенка. Еще глазурь зеленого оттенка часто называют муравой.

Использование муравы – это уже определенный шаг вперед, поскольку в отношении декорирования она существенно выигрывала и неглазурованных изразцов. В первую очередь за счет того, что жидкая глазурь скапливалась в углублениях рельефа, создавая дополнительный уровень восприятия декора.

Но, все-таки один цвет – этого совершенно недостаточно для возросших потребностей в декорировании жилищ и общественных помещений. Поэтому, постепенно – примерно в 17 веке стали появляться ценинные изразцы. И, именно в них было реализовано определенное многообразие цветов, а именно: коричневый, желтый, синий, зеленый и белый. Вообще, надо сказать, что 17 век считается веком рассвета изразцового декора, которые становятся чрезвычайно популярным отделочным материалом и становятся прерогативой не только знати, но и обычного купечества.

Основной тип узоров и рельефов, используемых в это время – в первую очередь растительные – вьющиеся листья, разнообразные цветы, их переплетения, плоды.

Для формы в то время активно использовалось дерево. Это хороший материал, его хватает на много оттисков. Но есть определенного рода сложность – мастер-резчик должен быть достаточно высокой квалификации для того, чтобы представить зеркальное отображение изразца и воспроизвести этот образ в дереве.

Одна из самых известных керамических мастерских того времени – Новоиерусалимского монастыря, что недалеко от Москвы. Впрочем, к тому времени керамические промыслы распространились по всей России и были во всех относительно крупных городах. Например, относительно известными считаются Ярославские промыслы, промыслы в Великом Устюге и некоторых других.

Еще статьи: